 |
07.11.2008
ВОЗВРАЩЕННОЕ ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ. АМИР ТИМЕРГАЛЕЕВ.
Каталог к выставке произведений А. Тимергалиева в выставочном центре «Эрмитаж. Казань». 2008 г.
Издание сопровождает выставку произведений А. Тимергалиева в выставочном центре «Эрмитаж. Казань».
Постоянная часть его сознания была открыта внешнему миру.
Сол Беллоу
Амир Тимергалеев как художник и как личность неизменно вписан в круг основных фигур
новейшего европейского художественного сознания. Его путь связан с поколением, творческая
инициация которого приходится на конец XX столетия и обозначается как «свободная
фигуративность». Этот круг и это поколение можно рассматривать как самую живую и
актуальную в современной культуре традицию, сохранившую в себе все классическое наследие
авангардных открытий ХХ века. Резонанс этой художественной стратегии во всей своей полноте
уже ощутим в наше время – это, несомненно, абсолютно музейное и «звездное» искусство.
Более того, совершенно очевидно, что этой пластической культуре принадлежит будущее. Она
стремительно движется по оси визуальных событий, опережая все остальные художественные
языки. Художественный опыт Амира вобрал в себя, воплотил и выразил творческую
проблематику рубежа столетий, его поиски новой художественной этики и новой реальности.
Универсальность этой реальности, ее сверхличные ценности не помешали художнику сохранить
свой собственный независимый оригинальный подход к мировой культуре, особенно к искусству
постимпрессионизма.
Сегодня Амир Тимергалеев выступает как продолжатель и абсолютный
наследник классических ценностей Анри Матисса и Амадео Модильяни, Поля Сезанна и Марка
Шагала, одновременно не чуждаясь творческой полемики с этими кумирами и авторитетами,
с духовными учителями новейших художественных систем. Сам художник отмечает в качестве
особенности своего творчества склонность к пребыванию в различных временах сразу, к
странствиям во времени, когда погружения в прошлое и проникновения в будущее органично
совпадают. В его искусстве, так часто живущем над временем и «поверх барьеров», припоминания
и предвидения взаимодополняемы – они непрерывно очерчивают круг судьбы культуры XXI
столетия и намечают ее основные координаты. Творение новизны оттеняется в творчестве
Амира сохранением прошлого, полнота переживания настоящего усиливается постоянным
устремлением в неизведанное.
Изощренная пластика работ Амира Тимергалеева, ее богатая фактурность, оригинальность и в
то же время естественность цветовых и световых построений, обращенность к современному
человеку – все это характеризует художественную личность мирового масштаба, возвращающую
в культуру искусство «больших стилей», абсолютных гуманитарных ценностей, вдохновлявших
гениев прошлого – от Леонардо до Ван Гога, и от Ван Гога до Герхарда Рихтера, – выводящую
живопись за рамки актуальности и современных визуальных стратегий.
В самой структуре творчества Амира Тимергалеева как непрестанного процесса мысли
реализуется великий круговорот культуры. Сюжеты его картин: женские фигуры, погруженные
в самосозерцание, интерьеры мастерской, наполненные солнечным космосом, пейзажи с
дорогой, уходящей вдаль, как человеческая судьба, парусные лодки, взлетающие гигантской
бабочкой, вазы с фруктами, напоминающие античные фрески, – обретают силу внушения,
переплетаясь в единый животворный комплекс.
Они теряют свою конкретность и превращаются
в универсальные состояния человека и природы, в архетипы их взаимосвязей. Сохраняя свою
реальность, они в то же время выходят за границы чисто фигуративного, сближаясь с образами
трансавангарда.
Образ самого художника абсолютно совпадает с его искусством. Пытливый взгляд, постоянная
улыбка, обращенность к слушателю, романтический облик с копной волос на голове и сияющим
лицом, взрывные интонации речи и внутреннее спокойствие, рождаемое ясностью мысли
и убежденностью. Парадоксальное соединение байронизма с героями Джима Джармуша,
персонаж Х.Л. Борхеса, переписчик древних текстов, погруженный в радикальные образы
культуры и библейские апокрифы.
Художник смеется, иронизирует, убеждает, «скрывая» самое главное, уводя его в глубины
художественной мысли, обнажаясь в своих откровениях, оставляя одновременно в них пустоты
для умолчания, как Джон Кейдж. Он наполняет свое искусство устойчивыми смыслами, сдвигая
случайность в глубоко личные знаки и символы, и вновь возвращается в фундаментальную
иконологию, где царствует человек. Его живопись живет необозримым ландшафтом, и
в нем теряются города, люди, предметы, ускользая в «складки» метафизики, культуру
постмодернизма, исчезая за удаляющимся горизонтом.
В пространстве творчества Амира открывается и воплощается не только стратегия кочевника,
но и оседлость культуролога, собирателя и хранителя пирамид и руин древних цивилизаций.
Современность, укорененная и пропитанная мощным энергетическим полем осевых культур,
предстает на картинах Амира живущей иррациональными наитиями и голосами, зовущими в
будущее.
Уникальная технология живописи Амира Тимергалеева, ее способность комментировать и
описывать саму себя порождает эффект картины как некоего живописного объекта, где сама
живопись раскрывается как чистая ностальгия по живописи, как воспоминание о картине, где
в гуще информационной плотности спрятан, как в коконе, подлинный шедевр, визуальная
жемчужина. Многослойный ландшафт, блестяще выстроенный со всеми своими ассоциативными
рядами, где подлинные художественные слои откровенно свидетельствуют о рождении абсолютно
новой «картины мира» – все это становится манифестом прихода иной культуры, культуры
возвращения естественных ценностей.
Античность и трансавангард, средневековый витраж и культура символизма, европейский
Ренессанс и американский концептуализм свободно варьируются в композициях Амира, создавая
феноменальный контекст в искусстве 3-го тысячелетия. Виртуозно владея культурой стиля,
художник открывает абсолютно новый язык визуальной лингвистики.
Амир Тимергалеев в этой «текстовой» драматургии открывает новую личностную экзистенцию,
своеобразный образ героя мифологии независимого интеллектуального кинематографа –
человека, идущего сквозь время. Останавливаясь, он превращается в свидетеля, скриптера,
переписчика книги постистории, используя руины древних культур и их обновленные формы
нашей стремительной «виртуальной» цивилизации. Художнику не чужда работа реставратора,
осуществляющего реконструкцию реликтов прошлого, очищая шлаки истории и культуры во имя
обретения нового «философского камня» – метареальности, ее поэтики «вечного возвращения» и
образов Абсолюта.
В этой позиции путешественника сквозь время, персонажа оперы К. Малевича «Победа над
солнцем» Амир Тимергалеев отвоевывает у истории достояния искусства, смещая свои находки
в странных цитатных зеркалах, скрещивая прямую реальность и самые знаменательные
художественные события.
Искусство Амира Тимергалеева повисает в границах будущего, в его эстетической экологии,
в феномене охранительных символов, никогда не забывая о катастрофах, о былых драмах,
превращая трагическое в гармонические идеалы и образы счастья художественной реальности.
Оно моделирует нового человека, воскрешая его историческую память и восстанавливая его
утраченные связи с «телом» нашего Дома, планетой по имени Земля.
Виталий Пацюков
|